Архитектура

Храм свт. Николая Мирликийского

К 1905 г. на юго-запад от Основного комплекса пещер было построено врезанное во внутренний склон урочища 1-этажное прямоугольное в плане кирпичное сооружение, поперечную ось которого образовывал один из входов в пещеры, северную часть – «пещерник» (вероятно, келья инока-смотрителя), южную – часовня для неусыпного чтения Псалтири и молитв о усопших. В ночь на 22 авг. 1905 г. (после освящения пещерной церкви прп. Феодосия) родственник двух иноков «Церковщины» (дед и отец) Даниил Палагут увидел во сне ангелов, собирающихся на пещерный холм, и прп. Феодосия Печерского с прп. Ионой Киевским, стоящих у «Антониева колодца»; при этом прп. Феодосий молвил: «Где стоит полк юношей, там будет построен собор». Вскоре увеличение числа паломников в «Церковщину» вызвало необходимость постройки большого наземного храма. Его закладка была совершена в июле 1907 г. Опубликованный в 1908 г. 1-й вариант проекта храма предполагал опору западной части сооружения на постройку с «пещерником» и часовней (которые превращались в «цоколь»), а восточной – на искусственную террасу склона. В том же году был окончен и накрыт временной кровлей 1-й этаж храма. Внутри была устроена временная часовня для неусыпного чтения Псалтири. В часовне установили большую медную чашу с крестом, куда была подведена вода из ключей. Предполагалась надстройка 2-го этажа с приделами прп. Антония Печерского (учителя прп. Феодосия) и прп. Серафима Саровского (учителя прп. Ионы Киевского; в авг. 1907 г. прп. Серафим явился иг. Мануилу во сне и предрек один из вкладов на постройку храма); наименование нижнего придела Свято-Николаевским обусловлено тем, что в детстве иг. Мануилу явился во сне свт. Николай Мирликийский. Участие «Скита Пречистой» в создании Уманских «отделений» вызвало приостановку строительства храма. Тем не менее, в 1909 г. скитские мастера-резчики готовили для него части иконостаса. Попытка скита возобновить строительство в 1914 г. не имела успеха из-за событий I мировой войны; при этом в 1915 г. был опубликован 2-й вариант проекта храма, предполагавший завершение верхнего этажа массивным «луковичным» 5-главием вместо шатра с маковками; иллюстрация изображает примыкающий с севера к 1-му этажу храма 2-этажный корпус. На 1918 г. последний занимали «пещерники» и бакалейная лавка.

К кон. ХХ в. фасады с большими прямоугольными окнами (вместо пар меньших сводчатых окон), покрытые бежевой плиткой (цоколь был облицован блоками черного гранита), ничем не выдавали изначального назначения постройки. Из-за переувлажнения алтарной стены нач. ХХ в. вдоль нее была выстроена другая восточная стена, на которую опиралась кровля здания (т.о. алтарная стена оказалась под открытым небом и служила подпорной на склоне урочища). Основное храмовое помещение занимал зрительный зал клуба больницы (алтарь – кинопроекторная), северный корпус – администрация. 6 янв. 2001 г. (канун праздника Рождества Христова) братия Голосеевской пустыни получила ключи от здания, 9 янв. в него прибыли первые насельники. В течение нескольких месяцев в здании функционировал временный домовый храм, но к Рождеству 2002 г. было осуществлено первичное благоустройство постоянного храма в бывшем зрительном зале. В 2003-2005 гг. проведен капремонт сооружения. После удаления с фасадов плитки и блоков гранита было установлено, что стены повреждены вследствие усадки и переделки окон, а декор «кирпичного стиля» стесан. Признав нецелесообразной полную перестройку стен 1-го этажа и надстройку 2-го, к-рый усилил бы давление на склон с пещерами, священноначалие скита и его архитектурные консультанты приняли решение оштукатурить фасады (с сохранением некоторых черт их дореволюционного стиля), перекрыть существующий этаж новой кровлей (с «нахлестом» на гребень алтарной стены нач. ХХ в. при сохранении параллельной стены советского времени) и надстроить купола, компилируя элементы обоих вариантов проекта (от 1-го варианта – форма центрального купола и идея боковых маковок, от 2-го – шатры над боковыми входами в здание; при этом в башенке под южным шатром устроена звонница). 30 дек. 2005 г. освящение храма совершил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении наместника Киево-Печерской Лавры архиеп. Вышгородского Павла (Лебедя, ныне митр. Вышгородский и Чернобыльский); т.е. весь процесс создания храма с учетом цокольной постройки 1904-1905 гг. занял ровно 100 лет (после освящения в храме выполнены внутренние росписи).

Пещеры

Известны как Гнилецкие, Пироговские, «пещеры Хутора Вольного», «пещеры у с. Лесники». Ископаны в лёссовом (песчано-глинистом) грунте, объединены в 2 комплекса – Основной (Южный, «Феодосиева пещера») и Северный («Гадючеярский»). Основной комплекс – лабиринт протяженностью ок. 370 м и окружающие его отдельные пещеры в мысовидном лёссовом останце, образующем северный склон устья урочища; Северный комплекс – группа пещер в продолжении мыса, отделенном от останца впадиной со стороны долины Днепра.

В 1832 г. свт. Иннокентий, проникнув в пещеры через лаз на юго-западной стороне останца, смог дойти до пещерной церкви, а также заметил другой, заваленный вход в пещеры на противоположной стороне останца. К 1836 г. юго-западный вход выглядел благоустроенным, со створчатой дверью и навесом (к кон. ХХ в. замурован). Близ него внутри пещер находился провал в нижний ярус подземелья. К 1901 г. юго-восточный вход был закрыт досками. До нач. ХХ в. пещерная церковь вмещала не более 5-ти чел. Близ восточной стены храма располагался земляной столп от сводов до пола, пробитый крест-накрест двумя арками и представлявший собою киворий с престолом; с церковью соседствовали 3 кельи с лежанками в двух из них. В кон. февр. 1903 г. послушник «Скита Пречистой» Евфимий Рышов обнаружил в северо-западной части останца провал в пещеру с усыпальницами. В ходе расчистки и укрепления пещер «кирпичом, где было необходимо», этот погребальный участок был соединен кольцевым обходом с ранее известными подземельями останца. Найденные при расчистке мощи в виде костных останков (в т.ч. более 50-ти черепов) были сложены в одной из усыпальниц. Относительно части найденных останков братия «Скита Пречистой» приняла мнение, что они принадлежали инокам, засыпанным при нападении татар. Найденные предметы монашеского обихода (в т.ч. керамические светильники, кожаные пояса, параманы и обувь) были выставлены для обозрения в специальной витрине. В ходе реконструкции 1905 г. пещерный храм был увеличен в площади (дл. 6,15 м, шир. 2,8 м) и высоте (3,5 м), получил овалообразный план, интерьер украсили кирпичные иконостас (в виде 3-пролетной аркады) и киворий (вместо земляного), в стене между алтарем и примыкающей с севера пономаркой оборудовали печь с дымоходом на вершину останца, в 1909 г. над юго-восточным выходом из пещер (к которому вел подъем из церкви прп. Феодосия) была сооружена деревянная звонница (не сохранилась). После 1905 г. «Скит Пречистой» продолжил работы в пещерах: были реконструированы (укреплены) некоторые древние помещения, создано несколько новых помещений и коридоров, найдено минимум еще одно погребение, сооружены 2 дополнительные обогревательные печи.

Кроме основного (где расположены храм, большинство келий, усыпальницы) и залегающего под ним «нижнего» ярусов лабиринта, в Основном комплексе можно выделить еще 3 уровня: 1) подъем к северу от усыпальниц и к юго-востоку от церкви прп. Феодосия; 2) спуск из «нижнего» яруса в «цоколь» под Свято-Николаевским храмом (в ХХ в. фундамент стены, построенной вдоль старой алтарной, отсек данный участок от лабиринта); 3) обнаруженный в 1992 г.и исследованный в 1997-1998 гг. участок из двух заваленных коридоров и двух келий под вершиной останца. В 1992 г. в раскрыты 2 древнерусские хозяйственные ямы в юго-западной части лабиринта, в 1993 – хозяйственная яма в западной части и один из участков Северного комплекса пещер (впервые зафиксированного в 1870-х гг.) – несколько келий и часовен. По итогам археологических исследований нач. 1990-х гг. Тимур Бобровский предложил свою версию поэтапного формирования ансамбля пещер в XI-XV вв.: кон. XI – нач. XII вв. – южный участок Основного комплекса (с кельями и хозяйственными ямами), XII в. – северный участок Основного комплекса (с усыпальницами), XIII-XIV вв. – восточный участок Основного комплекса (с церковью и кельями), а также Северный комплекс.

Значительная суммарная протяженность Гнилецких пещер, их многоярусность, сложная структура лабиринта Основного комплекса, сохранность и доступность обозрения в нем широкого разнообразия всех функциональных типов помещений (храмовых, жилых, хозяйственных и погребальных) древнерусского подземного монастыря (церковь прп. Феодосия и большой неоконченный храм нач. ХХ в. с лёссовыми стенами и сводами в южной части лабиринта, кельи с лежанками и молельными нишами, земляными седалищами и «затворническими» входами, хозяйственные ямы различных размеров и форм, погребальные крипты нескольких видов и кимитирии с нишами для «глав»), – ставят данный церковно-археологических памятник в разряд уникальных, делают его наглядной иллюстрацией ко многим летописным эпизодам первоначальной истории Лавры (тогда как в лаврских пещерах интерьер доступных для обозрения участков был значительно изменен в XVII-XIX вв.). Иван Максимович назвал Феодосиевы пещеры урочища «замечательнейшими» из монашеских пещер, сохранившихся в киевской округе за пределами Лавры.

В 1920-х гг. воспитанники размещенной в урочище колонии положили начало разграблению лабиринта Основного комплекса пещер; мощи (костные), найденные во время последних археологических раскопок и расчисток (с 1991 г.), собраны в кимитириях северного участка лабиринта. Братия монастыря почитает эти останки как св. мощи, частицы от них были переданы в некоторые храмы России.

«Церковище»

Расположено в верхней части урочища, около главного корпуса больницы, в 250 м к северо-западу от Основного комплекса пещер, образуя с ними и Свято-Николаевским храмом триаду памятников Гнилецкого монастыря и «Скита Пречистой». В настоящее время «церковище» представляет собой прямоугольную в плане ровную парковую площадку, под которой находятся законсервированные фундаменты каменной древнерусской Пречистенской церкви. В 1899 г. Петр Лашкарев писал: «Место, на котором стояла она, представляется по всем направлениям изрытым и выделяется только кучами строительного щебня, которыми покрыто. Деланные нами одно время попытки наследить, по крайней мере, фундамент древнего здания оказались безуспешными. Кроме перерытого кладоискателями из окрестных деревень кирпичного лома и перемешанных с землею цемента и костей, мы не встретили ничего». При копании в 1900 г. рвов под фундамент храма Рождества Пресвятой Богородицы профессор КДА В.Завитневич нашел здесь поливные плитки от пола, фрагменты фресковой штукатурки, «много человеческих костей, но без гробов и без следов погребальных ям. Кости эти, при внимательном исследовании их положения, не производят, однако же, впечатления случайно набросанного мусора: большею частью это более или менее цельные костяки, которым недостает лишь некоторых частейнаходимых тут же по соседству. Вообще, наблюдатель выносит такое впечатление, что эти кости принадлежат людям разных полов и возрастов, погибших во время какой-то катастрофы, правдоподобнее всего войны». Часть предметных находок была помещена в специальной витрине в притворе церкви Рождества Пресвятой Богородицы, другая часть – передана в Церковно-археологический музей КДА.В 1925 г. директор лаврского музея П. Куринной и археолог В. Ляскоронский провели раскопки у алтаря и западной стены церкви Рождества Пресвятой Богородицы, обнаружив древнерусские строительные материалы, фрагменты фресок, металлического сплава, керамической и стеклянной посуды, лежащие на значительной глубине в положении на спине без гробов (и инвентаря) и ориентированные на запад человеческие скелеты (некоторые принадлежали людям молодого возраста), а также кости животных (последние были выявлены только у западной стены). В сер. ХХ в. храм был разобран.В 1976 г. археолог В. Харламов обнаружил, а в 1980 г. полностью раскрыл и исследовал фундамент древнерусской церкви. Почти квадратный план фундаментов с выступающей на восток апсидой, остатки 4 внутренних опорных столпов, наличие характерной для кон. XII в. малоформатной плинфы в качестве основного строительного материала, отсутствие внутренних ленточных фундаментов, остатки профилированных пилястр, малая ширина боковых нефов говорили о принадлежности здания к типу однокупольных церквей, характерных для русского зодчества рубежа XII-XIII вв. Небольшие размеры храма (10,4 х 9,6 м) подтверждали его скитский статус при Лавре. В нач. XXI в. на консервирующей фундаменты площадке силами монастыря установлен гранитный крест; в храмовый день (21 сент.) к нему совершается крестный ход (с молебном).